Русская линия
Спас Дмитрий Осипов08.10.2007 

Православие в Латвии
Окончание

Начало

В пресловутые годы правления Никиты Хрущева, называемые «оттепелью», по всему Советскому Союзу прошли погромы православных церквей и монастырей, многие из которых были полностью уничтожены. Не избежала этого разрушительного процесса и Латвия.

Холодная «оттепель»

В мае 1963 года был закрыт главный храм Риги — Христо-Рождественский кафедральный собор. От него остались одни стены. Но и их изуродовали, перекрыли железобетонными блоками внутреннее пространство, уничтожили стенную роспись. 30 лет вместо храма здесь был планетарий.

В Дзинтари бульдозерами была сметена с лица земли церковь Казанской Божьей Матери, построенная в конце XIX века Петропавловским братством на пожертвования простых людей. Взорван Александро-Невский собор (архитектор Константин Тон, автор Храма Христа Спасителя в Москве), закрыта Успен-ская церковь в Даугавпилсе, разрушен храм св. Николая Чудотворца в Резекне. Закрылись церковь «Всех Скорбящих Радость» в Риге, храмы в Карславе, Айнажи, Кокнесе и других городах и поселках республики.

Атеистические гонения коснулись и рижской церкви во имя св. пророка Иоанна Предтечи. Правительством готовилось постановление о ее закрытии и переоборудовании под кладбищенскую часовню, но усилиями прихожан храм удалось отстоять. Всего же за тот период на территории Латвии было закрыто около 40 храмов.

Созидание на руинах

Огромную роль в том, что Православие в Латвии стало быстро возрождаться после обретения страной независимости, несомненно, принадлежит правящему архиерею, Высокопреосвященнейшему Александру, митрополиту Рижскому и всея Латвии (в миру Александр Иванович Кудряшов).

В 1990 году, когда в Латвии была провозглашена независимость, остро встал вопрос о положении Рижской епархии Русской Православной Церкви в новом суверенном государстве. Пришедшие к власти либерально-националистические силы, отнюдь не лояльные к Православию (прежде всего потому, что оно объединяло в основном русских), требовали полного отделения от Московского Патриархата. Верующие же не желали быть отлученными от Церкви-Матери.

В этой сложной ситуации владыкой Александром было принято самое разумное и канонически верное решение — ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Синодом Русской Православной Церкви о предоставлении Рижской епархии автономии. Результатом кропотливой работы стало решение о даровании епархии полной автономии. Всего за тот период на территории Латвии было закрыто около 40 храмов

Патриархом и Святейшим Синодом был утвержден новый Устав. В декабре 1992 года в Риге был созван Собор Латвийской Православной Церкви, на котором был из-бран Синод, после чего Церковь была зарегистрирована как правопреемница автономной Латвийской Православной Церкви до 1940 года.

Сразу началась работа по воссозданию разрушенных безбожной властью храмов и святынь и возвращению собственности Церкви. Для этого были изучены тысячи архивных документов, организованы многочисленные встречи с представителями властей на местах.

Далеко не все, к сожалению, проходит гладко. Так, Петропавловский собор, в котором в XIX были погребены епископы Вениамин (Карелин) и Филарет (Филаретов), переоборудованный в советское время под концертный зал, после многолетней судебной тяжбы с Рижской думой так и не удалось вернуть Церкви. В его алтарной части (именно там расположена сцена) светские артисты попрежнему будут исполнять свои весьма далекие от православного благочестия танцы и песни.

Православные святыни Риги

Латвия сейчас поделена на пять благочиний — Рижское, Латгальское, Мадонское, Лиепайское и Валмиерское. 24 храма и два монастыря сейчас открывают двери перед верующими; больше половины из них находится в Риге.

Сразу по приезде в столицу Латвии я направился в одно из таких замечательных мест. Несколько остановок от вокзала на трамвае или автобусе по улице К. Барона, и оказываешься в наполненном благодатью оазисе посреди городской суеты.

Свято-Троице-Сергиеву женскому монастырю удалось выстоять в трудные годы обеих мировых войн (хотя в 1915 году почти 200 насельниц вынуждены были эвакуироваться вглубь России, но спустя три-четыре года большинство из них вернулось назад). Потеряв значительную часть территории, сохранился он и в годы послевоенных атеистических гонений. Иначе как чудом это не назовешь.

Трудами 140 сестер ныне монастырь представляет собой благоустроенную обитель. За десять последних лет, что обителью управляет игуменья Магдалина Полын, территория монастыря была обнесена новой оградой, отремонтированы все постройки, дорожки вымощены новой брусчаткой.

Здесь все скромно и просто. Под кронами вековых деревьев уютно расположилась деревянная церковь преподобного Сергия Радонежского. Рядом — монастырская колокольня.

Строй жизни, в основе которого попрежнему лежит сочетание молитвы и труда, подчиняется правилам общежительного монастыря. Большое внимание уделяется красоте богослужения, сопровождаемого двухклиросным пением.

Латвия сейчас поделена на пять благочиний — Рижское, Латгальское, Мадонское, Лиепайское и Валмиерское

Сестры обучаются правильному монастырскому чтению в храме, традиционно продолжается деннонощное чтение «неусыпаемой» псалтири. Здесь выпекают просфоры для церквей Риги, трудятся в швейной мастерской.

Изменения, происшедшие более чем за сто лет, неизбежно коснулись жизни обители. Но сестры всеми силами стараются, чтобы внешние перемены не угасили благодатный молитвенный дух в этом святом месте.

Еще необходимо упомянуть о Свято-Троицком соборе в Риге, который никогда не был закрыт. Его главным украшением и святыней является иконостас, подаренный в начале прошлого века Государем Никольскому Морскому собору в Либаве (ныне Лиепая), откуда он был перевезен в Ригу в 1939 году и до 1961 года находился в Христо-Рождественском соборе.

Этот собор на ул. Бривибас будто восставшая из пепла птица Феникс. Настоящая архитектурная жемчужина Риги, он построен по проекту известного рижского архитектора Р. Пфлуга в русско-византийском стиле. Для того, чтобы святыня возродилась, нужно было пять лет вести демонтаж внутренних стен, потолочных перекрытий. Требовались не только значительные средства, но и большая осторожность. Параллельно шли восстановительные работы центрального купола. И предстоит еще много работы. Кроме дальнейшего обустройства интерьера, необходимо найти и вернуть в собор иконы, некогда украшавшие стены и иконостас собора. Их авторами были выдающиеся русские художники: например, кисти Василия Верещегина принадлежали храмовые иконы «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Св. Александр Невский», он же был автором икон первого яруса иконостаса и Царских врат.

Строительство новых храмов

Утверждение Православной веры невозможно без появления новых святынь. Высокопреосвященнейший Александр, митрополит Рижский и всея Латвии, вместе с другими священниками ведет большую работу по открытию храмов не только в Риге и крупных центрах, но и в латвийской глубинке.

30 июня по благословению Его Высокопреосвященства в Иецаве был совершен торжественный чин освящения закладки храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Чин освящения будущего места строительства храма совершил Александр, епископ Даугавпилсский.

А в самом Даугавпилсе постепенно возрождается жизнь в храме Успения Пресвятой Богородицы. 22 июня здесь был отслужен Канон Успению Божией Матери, что стало еще одним шагом к обретению храмом полноправного статуса. По благословению епископа Даугавпилсского Александра состоялось собрание прихожан, на котором прошли выборы членов Церковного совета. Вскоре будет подана заявка на регистрацию храма.

На сегодняшний день уже готов и утвержден проект храма в районе Болдераи на севере Риги. Церковь планируется построить на месте, где стоит высокий деревянный крест, воздвижение которого 8 сентября 2002 года освятил под строительство храма митрополит Рижский и всея Латвии Александр.

Визит Святейшего Патриарха

Одним из знаковых событий православной, да и всей культурной и политической жизни латвийского общества последних лет был визит в Ригу Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Впервые за всю историю христианства в Латвии Первосвятитель ступил на латвийскую землю. Произошло это в рижском аэропорту 27 мая 2006 года в 11 часов утра.

Его Святейшество сразу же отправился в кафедральный храм Рождества Христова, где в присутствии многочисленных верующих совершил краткий молебен, приложился к мощам священномученника Иоанна Рижского и чтимому списку с Тихвин-ской иконы Пресвятой Богородицы. Затем в Рижском замке президент страны Вайра Вике-Фрейберга вручила Патриарху за труды по восстановлению Православия высшую награду Латвийской Республики — Орден Трех Звезд I степени. Алексий II, в свою очередь, наградил ее Орденом Святой равноапостольной княгини Ольги I степени — за вклад в духовное возрождение общества и поддержку, оказываемую Латвийской Православной Церкви.

Второй день визита начался с Божественной литургии в рижском кафедральном соборе Рождества Христова. Его Святейшеству сослужили семь митрополитов, архиепископ и епископы, а также многочисленные представители Латвийской Православной Церкви. В храме присутствовали президент Латвии, министры, депутаты Сейма, дипломатический корпус, главы католической, лютеранской, армянской, мусульманской конфессий, предприниматели и более двух тысяч простых прихожан. Пели сразу три хора: Московской Духовной академии и семинарии, рижского Христорождественского собора и детский приходской хор.

Возложение цветов к памятнику советским воинам, погибшим в годы Второй мировой войны, состоялось на Покровском кладбище на третий день пребывания Святейшего Патриарха в Риге. Затем Алексий II посетил Дом Москвы и в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в сослужении архипастырей совершил молебен «В путь шествующим».

Визит Святейшего Патриарха, безусловно, дал новый импульс утверждению Православия на Латвийской земле.

http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=434


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика